v_hrame (v_hrame) wrote in hram_sokol,
v_hrame
v_hrame
hram_sokol

Categories:

Утевский иконописец

"Он был без рук, он был без ног - таким его уж создал Бог" - притча Светланы Копыловой о русском иконописце Григории Журавлёве (1858 - 15.02.1916).
Написанные им иконы ценили в народе, потому что от них исходили особые благодать и чистота, их считали нерукотворными: без помощи Господней не может так замечательно сработать человек без рук и без ног, держа кисточку в зубах...



Имя Григория Журавлёва стало широко известно в России после того, как в 1963 году в Югославии историк живописи Здравко Кайманович, проводя учёт памятников культуры Сербской Православной Церкви, обнаружил в селе Пурачин икону, на которой было написано по-русски: "Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утёвской волости того же села зубами крестьянина Григория Журавлёва, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля".

Родился Григорий Журавлёв в большой крестьянской семье в богатом селе Утевка, недалеко от Самары в 1858 году. Родители испытали глубокое потрясение, когда увидели, что младенчик – калека. У него не было ручек и ножек. Мать плакала, отец ходил смурной, соседки шушукались: "Богом обижен". По воспоминаниям, мать Григория хотела от великого горя наложить на себя руки, вместе с собой умертвив и младенца, но дед – Пётр Васильевич Трайкин этому воспрепятствовал, и сказал, что Гришу будет растить сам.

Время шло, а мальчик рос жизнерадостным и пытливым. "Бог призрел на раба Своего" – такое суждение высказали жители Утевки. Ребёнок-калека вызывал не столько жалость, сколько удивление: ползая по двору, брал в зубы прутик и подолгу рисовал на песке людей, дома, животных.
Оказалось, что Гриша не обижен Богом, а особо отмечен талантом. Когда мальчик подрос, дед стал возить его в школу. Зимой на салазках, а летом на тележке. После смерти Петра Васильевича школу пришлось оставить, но с умным ребёнком на дому занимался учитель земской школы.

Мальчик учился писать, держа перо в зубах. И почерк у него был очень хорош. В дом Григория потянулись односельчане с просьбой написать письмо родным или прошение чиновнику. Природные способности позволили инвалиду в 22 года с отличием закончить Самарскую мужскую гимназию. В обыденной жизни ему помогал старший брат Афанасий. После смерти матери, он стал для него нянькой, а вернее, его руками и ногами: носил, кормил, мыл. Любил Григорий посещать храм, куда на службы приносил его брат. У художника вместо ног чуть-чуть пониже колен были обрубки, и он все же мог ходить на коленях. Он привязывал ремнями к коленям кожаные ходульки и передвигался, согласно газете "Самарские ведомости" в 1880 году: атрофированы были от кисти до плеча руки и от ступни до колена – ноги, но всё же на коленях он ходить мог. Так его либо носили, либо он потихоньку перемещался сам.

Вернувшись домой, Григорий стал самостоятельно изучать черчение, анатомию человека, живопись, иконографию. А позже стал писать иконы. В 1885 году газета "Самарские губернские ведомости" писала: "Журавлёв задумал во что бы то ни стало выучиться писать масляными красками "настоящие образа". И вот в 15 лет он, никуда доселе не выезжавший из родного села, прибыл в губернский город и обратился к проживающему здесь живописцу Травкину с просьбой показать ему, как пишутся образа. Тот ласково принял необычного ученика, оставил на несколько дней в своей квартире и познакомил с первыми приёмами живописи. Этого для Журавлёва было достаточно. Закупив в Самаре красок, кистей и прочего, он вернулся в родную Утевку и, заказав себе стол с особыми приспособлениями, принялся учиться живописи".

Через 5 лет юный иконописец решил подарить несколько икон высокопоставленным лицам Самары. На его "живые" иконы обратили внимание – стали поступать заказы. А вскоре Губернское земское собрание, приняв во внимание бедственное положение семьи Журавлёвых, назначило ему ежегодную пенсию в 60 рублей.

В 1885 году в Утевке началось строительство нового каменного храма. Церковь в честь Святой Троицы строилась по чертежам и под непосредственным руководством Григория Журавлёва. По его эскизам были написаны все фрески. И церковь у него получилась приземистая, широко раскинувшаяся, как будто крепко держащаяся за землю. Как говорят земляки художника, чем-то похожая на самого Григория. И десятиметровый в диаметре купол храма художник расписывал сам. Он укладывался в специальную люльку и лежа работал. После двух-трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц так, что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца. И так день за днем, месяц за месяцем, год за годом. От этой работы на лопатках и затылке художника образовались кровоточащие язвы. Кожаные ремни впивались в его тело... От постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение. Трескались и кровоточили губы, стерлись передние зубы. Наконец в 1892 году работа была закончена. Это был подвиг…

Эти образа сохранились до сего дня: на куполе изображены Святая Троица и семь Архангелов. На фресках – апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, митрополиты Московские Пётр и Алексий. Совсем недавно стал проявляться лик св. Симеона Верхотурского.

В 1934 году советские власти начали разрушать колокольню. Разожгли костры под деревянными опорами. Иконы со стен срывали баграми. Наиболее ценные отправили в Самару, остальные ночью привезли на колхозную пасеку – для изготовления пчелиных ульев. Но пчеловод Дмитрий Лобачёв тайно раздал иконы жителям села. Взамен ему принесли необходимое количество досок.
К разрушению самого храма власти приступали ни один раз. Но неожиданные обстоятельства вынуждали богоборцев то и дело откладывать задуманное. Так Промыслом Божиим церковь сохранилась до наших дней. Вернули её верующим в 1989 году. Через два года храм освятили. Администрация Нефтегорского района выделила 100 тысяч рублей на строительство разрушенной колокольни. Из Воронежа привезли 8 колоколов. На самом большом из них в честь утевского художника сделана надпись "Григорий".

…В последние годы местные жители вернули в храм иконы письма Журавлёва "Господь Саваоф", "Жены-Мироносицы", "Спаситель Благословляющий", "Царь Давид", "Крещение Господне", "Воскресение Христово". Из Казахстана привезли икону "Святые Кирилл и Мефодий", ещё одну журавлёвскую икону недавно обнаружили на Урале. Из Москвы пришло сообщение, что образ Журавлёва "Святой Лев – папа римский" находится в церковно-историческом кабинете Троице-Сергиевой лавры вместе с работами Виктора Васнецова, Василия Сурикова и Михаила Нестерова.

источник








Tags: икона, чудо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments