v_hrame (v_hrame) wrote in hram_sokol,
v_hrame
v_hrame
hram_sokol

Category:

ОБРАЗ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ФОЛЬКЛОРЕ

Статья клирика нашего храма священника Алексея Авдюшко о святителе Николае.

источник.

  Около 17 веков прошло с тех пор, как жил и подвизался на земле святитель и угодник Божий Николай,
великий Чудотворец, архиепископ Мирликийский,которого теперь чтит и прославляет весь христианский мир за его ревность по вере, добродетельную жизнь и бесчисленные чудеса, совершаемые им и до сих пор для тех, кто прибегает к нему с верою в его помощь и милосердие Божие.
На Западе образ св. Николая соединился в народном сознании с древними языческими божествами. Так возник фольклорный герой Санта-Клаус (святой Николас), который дарит детям подарки на Рождество.
В русском фольклоре показана строгость Николая Чудотворца в отношении веры и благочестия:он наказывает тех, кто непочтительно обращается с иконой святого. Скорый и милосердный помощник страждущим, бессребреник и благотворитель, чутко откликающийся на беду и боль людей; строгий пастырь-наставник, остро переживающий любую неправду и решительно восстающий против нее, — в этих чертах св. Николая православные
видят не противоречивость характера, а свидетельство живой полноты его святости.
Св. Николай Угодник, как известно, один из самых любимых народом христианских святых. Естественно, поэтому он является персонажем многих произведений фольклора и литературы.
Образ св. Николая Чудотворца явлен в русском фольклоре многообразно и в различных жанрах, начиная с пословиц. Вот некоторые из пословиц, взятых из сборника Вл. Даля: «Лучше брани: Никола с нами», «Бог не убог, а Никола милостив», «Нет за нас поборника супротив Николы», «Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает»


  Встречается образ святителя Николая и в былинах. Наиболее значима роль святого в цикле новгородских былин о богатом и удачливом купце по имени Садко. На помощь погибающему человеку, по молитвам новгородцев, приходит св. Николай Угодник. Он подсказывает герою, как избавиться от дьявольских сетей. И если советы морского царя вели Садко к умножению грехов, то святитель научает героя истинно христианскому житью, что и спасает его от ловушек морского царя. По совету св. Николая Угодника Садко отказывается творить блуд, а «на свою бессчетну золоту казну» строит соборный храм Миколы.
Почему же именно этот святой явился в былине спасителем души героя? Известные комментарии к указанной былине об этом умалчивают по той простой причине, что сюжет о Садко вообще трактовался в советский период с сугубо социальной точки
зрения: как отражение «своеобразия жизни средневекового вольного города в ее противоречиях».
Между тем содержанием былины совершенно очевидно является борьба язычества и христианства в Северо-Западной Руси, ибо если речь идет всего лишь о «способах обогащения», то к чему в былине вообще нужен образ Николая Угодника,занимающий в ней ключевое место? За социально значимым материалом былины исследователи не замечают ее главного конфликта, сводящегося к противостоянию языческих и христианских сил в борьбе за человеческую душу.
Из великого сонма христианских святых на помощь погибающей душе Садко является именно святитель Николай — прежде всего потому, что Садко погибает на море, а св. Николай Угодник, как известно из его жития, первый помощник погибающим на море и вообще на воде.
Особый интерес с данной точки зрения представляет жанр духовного стиха, ибо именно здесь святитель Николай выступает в сущности как единственный и главный герой. В контексте поднятой проблемы рассмотрим один из последних по времени сюжет о Николае Угоднике. Второй сюжет («О Миколе-угоднике») записан в г. Киржаче Владимирской губернии. Сюжет представляет святого как «кормителя-поителя нищей братии». Композиционно стих разбит на две четко соотнесенные друг с другом части. Первая — это молитва нищей братии к святителю Николаю. Вторая — незамедлительное исполнение просьбы.Духовный стих «О Миколе-угоднике», хотя и наполнен различными сугубо фольклорными элементами, достаточно отчетливо и ясно отражает тот сугубо христианский характер и психологический облик святителя, который известен по его житиям (милостивый помощник бедным, голодным и т.д.).
Самое обращение нищей братии к нему как к кормителюпоителю своему прямо соотносится с конкретными фактами из его жития. Известно, что св. Николай Угодник отличался милосердием к нищим людям, к несправедливо обиженным,слабым, беззащитным. Так, в его житии находим эпизоды об избавлении трех дочерей обнищавшего богача от бесчестия, о чудесном спасении жителей города Миры Ликийские от голода, о чудесном возвращении проданного ковра и. т.д.
Правда, нищая братия не просит св. Николая Чудотворца о непосредственной помощи, но молит его о помощи через «милосердного приютителя».Конечно, в этом-то и состоял смысл духовного стиха, исполняемого каликами перехожими под окнами «подателей». Сам святитель реагирует на моление нищей братии быстро.
Эта быстрота, с которой св. Николай Чудотворец отзывается на молитвы, — тоже верно подмеченная стихотворцами черта характера святителя. В житии святого она неоднократно подчеркивается. В эпизоде заступничества за невинносужденного, например, говорится: «Во сне явился ему всегда скорый на помощь призывающим его с верою св. Николай».
Но посылает св. Николай помощь нищей братии теперь уже через земного благодетеля. Самому же этому благодетелю он воздает за его милосердие сторицей.
Милосердие к нищим св. Николая Угодника отмечается не только в тех духовных стихах, которые поются самой «нищей братией», но и в тех, которые имели хождение в монастырях. Среди иных добродетелей святителя духовный стих из сборника П.А. Бессонова «Калики перехожие» (т. III) отмечает и милосердие к нищим: «Милостив, отче, ты нищим был еси…».
Теперь о соотнесенности духовно-религиозного и фольклорного.
Обе части этого духовного стиха в значительной степени содержат черты фольклорной поэтики.
Это прежде всего элементы «колядки», которые связаны с просьбой послать хозяину дома всякое благополучие.
Казалось бы, тема «хлеба насущного» может быть истолкована комментаторами как тема сугубо социальная, материально значимая. Однако стоит заметить, что уже и в самих просьбах калик перехожих сквозь фольклорное начало пробивается и сугубо христианское: просят не только материальной, но и духовной милости — «света-радости».
Смешение фольклорного и духовного прослеживается и в лексике. С одной стороны, встречаются чисто фольклорные клише типа «сыра земля». Но с другой — эта «сыра земля» названа еще и «грешной». Встречаются элементы чисто церковно-славянской лексики, позаимствованной из акафистов, канонов, тропарей святым.
В стихе «О Миколе Угоднике» духовное и фольклорное теснейшим образом переплелись — при несомненном, однако, доминировании духовно-христианского начала. Ибо, хотя речь и идет о хлебе насущном для нищей братии, эта братия не просто нищая. Калики перехожие прежде всего помнят о хлебе духовном — и обращаются со своими просьбами не к непосредственным благодетелям, а к св. Николаю Угоднику, актуализируя в стихе известные всякому христианину черты его жития.
Потому стих и является, собственно говоря, духовным. В связи со сказанным удовлетворяет порой встречающееся односторонне-социологическое толкование, подчеркивающее не христианскую основу образа святого Николая Чудотворца (что важно для самих героев произведения), а то, что св. Николай — покровитель земледельцев. За этим стоят некорректное обращение с фольклорным текстом и попытка доказать, что в духовном стихе о Николае Угоднике господствует если не материалистический, то во всяком случае «рациональный» взгляд безымянных народных авторов.
Важность темы тем более очевидна, что св. Николай Угодник и до наших дней выступает как персонаж не только фольклора, но и художественной литературы.
Святителю Николаю полагается даже особая молитва о заступлении от всяких бед и несчастий. К его дню приурочивались зимой в старину так называемые братчины, которые получили название «никольщин». Наши предки собирались в церковь, служили святому Николаю молебны, ставили угоднику сообща большую свечу и затем шли веселиться.
В сельскохозяйственном быту ко дню святителя Николая приурочивались разного рода сделки,платежи и хозяйственные договора.
Образ Николая Чудотворца установился не как образ одного из многих святых, но как тип святого как представителя человеческой святости.
Помимо житий св. Николая, вошедших в церковное Предание, о нем сложено множество легенд и притч. Большинство из них рисует Николая Чудотворца как помощника тем, кто попал в беду. Например, одна из притч рассказывает, как св. Касьян (Кассиан) прошел мимо селянина, у которого воз увяз в грязи, а св. Николай остановился и помог ему,хотя и весь выпачкался. За это Господь даровал ему два памятных дня в году против одного раз в четыре года у Касьяна (29 февраля).
В русском фольклоре показана строгость Николая Чудотворца в отношении веры и благочестия.
Он наказывает тех, кто непочтительно обращается с иконой святого, занимается гаданием и т.п.
Примечательно, что во имя святителя Николая Чудотворца был крещен в 866 г. Киевский князь Аскольд — первый русский князь-христианин.
А над могилой Аскольда в Киеве святая княгиня Ольга построила первый в Русской Церкви храм в честь святителя Николая.
Тема образа святителя Николая в фольклоре в настоящей статье лишь намечена. Дальнейшее изучение сюжетов многих фольклорных текстов дает возможность любопытных обобщений.
© Авдюшко А., священник, 2012
Tags: статья
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments